Новые возможности управления персоналом обсудили участники круглого стола

Поздравление директора Института Лилии Ивановой с праздником Весны и Труда

Уважаемые коллеги! От имени Института развития профессионального образования и от себя лично поздравляю вас с праздником Весны и Труда! 

Первомай, несущий с собой весну и тепло, остается, прежде всего, праздником труда, уважения к человеку, работающему на благо своей семьи, своей республики и своей страны. Мир, труд, уважение друг к другу - это ценности, над которыми не властно время. Труд объединяет людей разных поколений и взглядов. Именно трудолюбие и созидание являются залогом развития любого общества, успехом достижения всех намеченных планов. 

В этот праздничный день мы выражаем признательность нашим ветеранам, которые своей добросовестной работой внесли огромный вклад в развитие системы среднего профессионального образования республики. И благодарим тех, кто продолжает трудиться на благо республики, создает ее будущее.  

Дорогие друзья! В этот день примите самые теплые поздравления с этим замечательным и весенним праздником! Желаю, чтобы ваш труд был всегда востребован и оценен по достоинству, чтобы он приносил вам удовлетворение и благополучие. Новых трудовых побед, крепкого здоровья, жизненной энергии, счастья и благополучия! 

С уважением, 

Директор               Лилия Иванова 

Пройдет дистанционный конкурс профессионального мастерства по парикмахерскому искусству 

Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК) на ММСО-2020: итоги второго дня

 28 апреля на ММСО-2020 завершилась двухдневная Всероссийская конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий». Состоялись мастер-классы и панельные дискуссии с участием работников образования и работодателей Иркутской области, в роли модератора выступила Ольга Клинк, руководитель Базового центра подготовки кадров.

 

Мастер-класс «Конструктор карьеры – ориентир в мире профессий» провела Мария Брюханова, руководитель центра приоритетных проектов и систем квалификаций Регионального института кадровой политики (г. Иркутск). В нем приняли участие представители профессиональных образовательных организаций Иркутской области.

Был представлен опыт преподавания учебного курса «Конструктор карьеры», содержание которого разработано Базовым центром подготовки кадров. С сентября по декабрь 2019 года состоялась первая волна апробации этого курса в Иркутской области с участием четырех профессиональных образовательных организаций, готовящих кадры для разных отраслей.

Так, в Черемховском техникуме промышленной индустрии и сервиса основой курса «Конструктор карьеры» стали деловые игры и работа в группах. Студенты анализировали состояние и тенденции рынка труда, разбирались, что такое профессиональные стандарты и чем они отличаются от стандартов образовательных, какая информация фиксируется в документах об образовании. По мнению преподавателя техникума Татьяны Смирновой, курс помогает студентам погрузиться в профессию, формирует у них представление о карьере, учит использовать ресурсы Национальной системы квалификаций, дает в руки практические инструменты профессионального развития.

Иркутские коллеги пришли к выводу, что благодаря курсу «Конструктор карьеры» образовательные организации получают на выходе специалиста, за которого «не стыдно перед работодателем», мотивированного к своей профессии, понимающего, что его ждет на рабочем месте. Как отметила Ольга Клинк, этот курс оказался эффективным не только для студентов, но и для преподавателей, которые с его помощью освоили новые образовательные технологии.

В рамках конференции АНО НАРК также состоялась панельная дискуссия на тему «Чтобы хобби стало работой: с чего начать и как преуспеть? (карьерный стартап)», модератором которой выступила Татьяна Моргунова, заведующая кафедрой технологии и предпринимательства Регионального института кадровой политики. Перед участниками конференции выступил Александр Соболев – известный в Иркутске предприниматель, впервые проявивший интерес к бизнесу, по его словам, с шестилетнего возраста и воспринимавший бизнес как хобби, и Инна Рослова – индивидуальный предприниматель, обучающий живописи.

Александр Соболев дал молодым людям три совета. Во-первых, пользоваться возможностями современного мира – ведь бизнес может быть глобальным, и главное условие для этого – интернет. Во-вторых, держать удар: одинаково эффективно общаться и с налоговым инспектором, который хочет найти нарушения, и с предъявляющим претензии клиентом. В-третьих, договариваться с партнерами на берегу: определять зоны ответственности каждого и пути разрешения возможных конфликтов.

В свою очередь, Инна Рослова рассказала, как ее детский интерес к рисованию превратился не просто в профессию, а в бизнес: все началось с того, что два человека попросили научить их живописи, а все имущество художественной студии поначалу состояло из одного мольберта и нескольких стульев. По мнению спикера, преуспеть в бизнесе ей помогает конкуренция: «Люди сходят в другие школы, посмотрят и возвращаются к нам – чувствуют разницу!»

Следующий мастер-класс, посвященный подготовке инфографического резюме, провел Роман Васильев, заведующий лабораторией развития цифровой образовательной среды Регионального института кадровой политики. Он объяснил, что существует несколько видов резюме - хронологическое, функциональное, комбинированное, видео-резюме, инфографическое, резюме международного образца (С.V), - и рассказал о преимуществах и недостатках инфографического резюме.

Инфографическое (визуальное) резюме считается самым оригинальным способом рассказать о себе работодателям. Оно может содержать картинки, графики и словесные комментарии в разном соотношении. В таком резюме очень удобно представлять не только предыдущий опыт работы в компаниях и занимаемые должности, но и результаты деятельности соискателя в измеряемых показателях: например, за время ведения блога его аудитория выросла на 80%, а за время работы в отделе продаж число проданных телефонов выросло на 300%. Роман Васильев продемонстрировал образцы инфографических резюме и привел примеры сайтов-конструкторов, с помощью которых их можно составлять. Подобные мастер-классы для своих студентов проводят педагоги иркутских профессиональных образовательных организаций в рамках курса «Конструктор карьеры».

«Hardskills и Softskills: что важнее для успешной карьеры?». Ответы на этот вопрос дали представители работодателей и образовательных организаций в ходе панельной дискуссии, модератором которой выступила Елена Тазетдинова, старший преподаватель кафедры профессионального образования Регионального института кадровой политики.

Максим Русяев, начальник учебно-производственного центра Иркутского авиационного завода (ИАЗ) – филиала ПАО «Корпорация «Иркутск», рассказал, что более половины работников на предприятии, которое он представляет, имеют среднее профессиональное образование. «На мой взгляд, для рабочей профессии основа успешной работы и карьеры – это именно профессиональные компетенции – hard skills. Но любой сотрудник приходит в коллектив и для него важно иметь также и «мягкие» навыки – soft skills, поэтому соотношение hard и soft-skills - 80% к 20%. Для других профессий и в другой отрасли будут другие пропорции», - отметил Максим Русяев.

Всеволод Кумин, руководитель строительной компании «Атлант», заявил, что образовательные организации СПО должны давать выпускникам основу для профессиональной деятельности – hardskills. Что касается softskills – это коммуникационные навыки и лидерство, которые приходят с опытом. Раньше их помогали развивать пионерские и комсомольские организации, сегодня эту роль выполняют общественные инициативы и волонтерство.

Альбина Бикбулатова, проректор по учебно-воспитательной работе Московского государственного университета пищевых производств, отметила, что сегодня образовательные программы колледжа строятся по принципу «кастомизации образования», когда студенты готовятся для работы в конкретных организациях. «Современные образовательные программы дают возможность, кроме основной образовательной программы, длительность которой составляет 1,5 года, включать дополнительные модули. Это позволяет развить по заказу предприятия или по выбору студента те или иные компетенции, которые помогают выстроить дальнейшую карьерную траекторию и удачно трудоустроиться», - считает эксперт.

Завершающим мероприятием конференции стала интерактивная площадка «Студент - будущий предприниматель». Его ведущая Татьяна Моргунова напомнила, что 2020 год объявлен годом предпринимательства и к сентябрю по поручению Президента России должны быть предложены образовательные программы предпринимательской направленности для детей. В составе общих компетенций в образовательных стандартах СПО по топ-50 названа профессиональная компетенция «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере».

Рафаэль Нечаев, еvent-предприниматель (г. Братск), поделился опытом организации мероприятий для студентов на примере своего мастер-класса по развитию предпринимательства для молодежи.

«Направлений для предпринимательской деятельности великое множество. Но каждый предприниматель столкнется с необходимостью свои услуги и товары продвигать, то есть с вопросами маркетинга, а также – с коммуникацией с клиентами и с вопросами продаж. Это две основные темы – маркетинг и продажи, на которых нужно сфокусировать внимание образовательным организациям при подготовке программ по развитию предпринимательских компетенций у студентов», - подвел итог своего выступления Рафаэль Нечаев.

 

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.

Институт развития профессионального образования провел четвертый вебинар «Лучшие практики организации ДО и удаленной работы в ПОО РС(Я)»

29 апреля т.г. успешно завершился четвертый вебинар из цикла «Лучшие практики организации ДО и удаленной работы в ПОО РС(Я)». Сегодня для слушателей личным опытом и практикой реализации дистанционного обучения делились специалисты Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина.

По теме «Организация проведения практик в условиях дистанционного обучения» выступила Демидова Ирина Васильевна, зав. практикой ЯКСЭ.

«Нами в вебинаре были освещены вопросы организации проведения учебных и производственных практик в условиях дистанционного обучения. В ЯКСЭ разработана стратегия проведения практик, не требующих личного присутствия студента в учебных лабораториях или организациях. Остальные же практики согласно рекомендациям Министерства образования перенесены я на следующий учебный год и заменены учебными часами. На данный момент нами ведётся работа по поиску организаций имеющих возможность проведения производственных практик без личного  присутствия студента (дистанционно) в основном для it-специальностей. Учебные практики проводятся с использованием виртуальных лабораторий и платформ для дистанционного образования. В колледже внесены дополнения в действующее положение о проведении практик, разработаны локальные акты регламентирующие работу в условиях сложившейся ситуации»,- прокомментировала Ирина Демидова.

Преподаватель Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина Троян Елена Викторовна рассказала о механизме проведения практик на опыте колледжа .

«В рамках вебинара я поделилась опытом проведения практики в условиях дистанционного обучения. Самое главное: выработать алгоритм дистанционного взаимодействия. Для этого мы сделали  следующее: Во-первых, была создана группа в WhatsApр, с помощью которой решались оперативные вопросы. Во-вторых, на сайте ДО колледжа создали курс по учебной практике, на которой разместили необходимые материалы и информацию (Методическая рекомендация, рабочая программа, нужные отчеты и др.). Практические занятия - это обучающий курс с Интернета, с Ютуба, который они могут скачать и повторить n-количество раз пока у них не получится. Работают с помощью виртуальных машин Virtual Box, а проверка проходит с помощью конференции Zoom, на которую подключаются обучающиеся в определенное время. На ней я задаю вопросы студенту и могу оценить правильность усвоения материала. В конце практики студенты через moodle отправляют отчеты на проверку, а оценки по Уп ставятся в Сетевой город»,- пояснила Елена Андреевна.

Институт развития профессионального образования благодарит лекторов за выступления и всех слушателей за участие. Будем ждать в следующих вебинарах.

 

Цифровой прорыв

Какие квалификации нужны рынку труда? - обсудили на Всероссийской конференции «Развитие НСК - условие повышения престижа рабочих профессий» в рамках ММСО

27 апреля т.г. в рамках Московского международного салона образования состоялась Всероссийская конференция «Развитие Национальной системы квалификаций - условие повышения престижа рабочих профессий». Организатором конференции выступило Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК).

Модератором дискуссии стала заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович.

В ходе мероприятия обсуждались следующие вопросы:

  • Как преодолеть дисбаланс между спросом и предложением квалификаций?
  • Какими должны стать новые перечни профессий и специальностей СПО и профессионального обучения, чтобы обеспечить оперативную настройку подготовки кадров на требования рынка труда?
  • Какие квалификации нужны высокотехнологичному бизнесу?
  • Как реагирует рынок труда на кризисную ситуацию?
  • Какие профессии появятся в ближайшее время, в посткризисный период?
  • Что такое опережающая подготовка кадров, какие инструменты опережения используются в России и за рубежом?

Татьяна Попова, начальник отдела нормативно-правового обеспечения среднего профессионального образования и ДПО Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России, в своём выступлении отметила, что в результате совместной работы Советов по профессиональным квалификациям и федеральных учебно-методических объединений на площадке Национального агентства развития квалификации появился проект перечня профессий и специальностей, с которым работа продолжается и сейчас. «В ближайшее время планируется освободить перечни от устаревших, невостребованных профессий и специальностей. Одновременно ведется работа над проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для новых профессий и специальностей», - уточнила она.

Алексей Троцак, начальник отдела развития непрерывного профессионального образования и обучения Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России, подчеркнул, что действующий перечень профессий и специальностей содержит более 5 тысяч профессий рабочих и более 100 должностей служащих. «На сегодняшний день он устарел и требует актуализации. Новый перечень, над проектом которого сейчас ведется активная работа, будет утвержден до конца этого года с выходом на новый нормативный правовой акт. В сентябре планируется его экспертное обсуждение на Всероссийской конференции. Важно, чтобы актуализированный перечень профессий и специальностей превратился в мобильный инструмент, оперативно реагирующий на запросы рынка труда», - заключил он.

Василий Ложкин, управляющий партнёр Evalife сервиса Яндекс Таланты, прокомментировал, как реагирует рынок труда на вызовы, с которыми столкнулось общество в условиях пандемии, и что нужно сделать, чтобы система подготовки кадров смогла среагировать оперативно.

«…Всё меняется очень быстро на рынке, найм в компаниях сейчас «приторможен» на 80-90%. Крупные IT-компании работают в авральном режиме, нужно выкладывать много нового контента. У компании «Яндекс» много проектов, связанных с образованием. Чтобы у школьников «не поломалась четверть», нужно поддерживать работу серверов и софтов, т.к. нагрузка на мощности сейчас огромна, -подчеркнул он.-Сейчас нет времени у компаний тратить свои ресурсы на ведение новых сотрудников в курс дела, это они будут делать позже». Говоря о востребованности специалистов, Василий Ложкин отметил, что значительный спад наблюдается в рекламном бизнесе, но вместе с тем сейчас активно нанимают работников ритэйл-компании: курьеров со своим транспортом, специалистов второй линии, упаковщиков, работников складов; востребованы специалисты call -центров, также нанимают сотрудников компании с непрерывным технологическим процессом. «Сейчас важно, как будет функционировать рынок труда, работая в дистанционном режиме, ответ очевиден - специалисты должны быть грамотными пользователями IT технологий», - заключил он.

Айрат Сатдыков, заместитель руководителя Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС рассказал, как сделать опережающую подготовку кадров своевременной, а не преждевременной. Он напомнил, что АНО НАРК в 2019 году была проведена работа по изучению опережающей подготовки кадров по новым и обновляющимся профессиям в России и за рубежом. Айрат Сатдыков подчеркнул, что содержание образования определяется содержанием труда, которое становится востребованным в условиях развивающейся техники, технологий и материалов. Система образования должна мониторить ситуацию на рынке труда и реагировать на нее с упреждением. Также он поделился международным опытом, где традиционно выделяют три компонента опережающей подготовки кадров. Первое - это потребности рынка труда в перспективных профессиях (квалификациях) и их носителях. Второе - это заказ на обучение по новым профессиям системе подготовки кадров. И третье - это информирование о перспективных профессиях граждан и организаций обучения.

В треке «Конструктор карьеры» прошел мастер-класс «Рынок труда молодых специалистов. Вызовы и тренды». Его провела Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru. Эксперт отметила, что пандемия оказала серьезное влияние на молодежный рынок труда. Несмотря на то, что точные данные будут готовы только в конце апреля, уже сейчас можно прогнозировать, что показатели будут намного ниже, по сравнению с апрелем 2019 года. Стоит отметить, что молодые люди традиционно сталкиваются с высокой конкуренцией. Узнать, сколько кандидатов претендуют на одну вакансию, можно из Индекса hh.ru, и сведений Росстата. По усредненным данным, в марте 2020 года на одну вакансию претендовали 14,5 молодых специалистов. При этом нужно отметить, что в первых числах апреля на портале hh.ru вырос спрос на курьеров: на 400% по Москве и на 136% по России в целом. В период пандемии коронавируса весь бизнес уходит в онлайн, поэтому нуждается в курьерах. Кроме того, сейчас вырос спрос на специалистов в продуктовом ретейле, логистике и онлайн-услугах.

Ирина Святицкая рассказала о текущей ситуации на рынке труда, в каких сферах сейчас студентам проще найти работу и какие направления будут перспективными в ближайшее время. Также дала рекомендации по планированию и построению карьеры.

 

Национальное агентство развития квалификаций (АНО НАРК): Итоги первого дня на ММСО-2020



АНО НАРК выступило организатором двухдневной Всероссийской конференции «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий», которая открылась 27 апреля в рамках ММСО-2020. Кроме того, первый заместитель генерального директора АНО НАРК Юлия Смирнова приняла участие в конференции «Векторы развития педагогических кадров: профессиональные дефициты или профессиональные потребности?»

Всероссийская конференция «Развитие национальной системы квалификаций – условие повышения престижа рабочих профессий» в первый день работы состояла из пленарного заседания, панельной дискуссии «Какие квалификации нужны рынку труда?» и двух мастер-классов, на которых были представлены практики применения инструментов Национальной системы квалификаций для совершенствования подготовки кадров. К трансляции конференции подключились около 1 тыс. человек.

На пленарном заседании с докладом «Современные квалификации для студентов: доступность и качество» выступил генеральный директор АНО НАРК Александр Лейбович.
Он напомнил, что в современном мире особое значение приобретает скорость процессов. Новые требования рынка труда должны учитываться в системе образования не более через год после их появления, если речь идет об основных образовательных программах, и не более чем через шесть месяцев, если речь идет о профессиональном обучении. В конце прошлого года такую задачу поставил президент Владимир Путин.
Чтобы новые квалификации стали доступны и гражданам, и организациям профессионального образования, необходимо «запараллелить» ряд процессов, считает Александр Лейбович. Проводится мониторинг рынка труда, делается прогноз, появляются новые профессиональные стандарты и квалификации, формируются и актуализируются перечни профессий и специальностей, разрабатываются новые образовательные программы. Об этих изменениях получают информацию граждане, и начинается обучение.
«Нужно отказаться от принятия большого числа нормативных документов и согласований, включить всех участников Национальной системы квалификаций в единое информационное пространство», - отметил генеральный директор АНО НАРК.
Для обеспечения качества подготовки кадров необходима независимая внешняя оценка. «Мы много лет «сидим на игле» внутренней оценки, - пояснил Александр Лейбович. – По-разному ее называем – или внутренним квалификационным экзаменом, или демонстрационным экзаменом, но гарантию качества подготовки специалистов дает только внешняя независимая оценка. Пилотный проект «Профессиональный экзамен для студентов», который мы проводим третий год, показал, что внешнюю оценку успешно проходят лишь 42 процента участников, а при внутренней оценке этот показатель близок к 100 процентам».
Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ Алла Кузнецова рассказала о перспективах системы среднего профессионального образования после завершения кризиса. «Фактор пандемии, возникший внезапно и оказавший мощное влияние на нашу жизнь, повлиял и еще повлияет на развитие системы среднего профессионального образования», - отметила она.
Алла Кузнецова считает, что стандартных навыков, которые человек получает в рамках одной профессии, уже недостаточно, - он должен обладать широкой квалификацией и навыками будущего. Любые содержательные, технологические и структурные изменения будут эффективны лишь в том случае, если удастся решить задачу воспитания человека, способного проявлять активность, относящегося к образованию как инструменту собственной самореализации и обеспечения мобильности в течение всей жизни.
По мнению директора Департамента, «необходимо двигаться к прямому действию профессиональных стандартов». Наряду с этим, системе образования нужны практико-ориентированные программы, сконструированные под уникальный профиль компетенций, необходимых работнику сегодня в его жизненной и профессиональной ситуации.
Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина рассказала о резком повышении требований к педагогам в части владения ИТ-компетенциями в связи с пандемией. О важности этих компетенций говорилось и раньше, однако всеобщий переход на дистанционное обучение показал, что их катастрофически не хватает.
«Когда мы говорим о базовых компетенциях XXI века – способности к самообучению, экологическом мышлении и других, - центральной остается цифровая грамотность. Исследования показывают, что это понятие значительно шире, чем просто умение работать с техническими устройствами», - добавила Любовь Духанина. По ее оценке, цифровая грамотность школьных педагогов выше, чем в других отраслях. Цифровая грамотность преподавателей среднего профессионального образования пока не изучалась, однако совместно с АНО НАРК такие исследования еще предстоит провести.
Любовь Духанина подчеркнула, что преподаватели должны оперативно учитывать в учебном процессе новые технологии, которые появляются на предприятиях, и новые приемы, которые используются на рабочих местах. В противном случае работодатели вынуждены тратить около года на адаптацию молодого специалиста к условиям производственной среды. Она также рассказала о новом профессиональном стандарте «Педагог онлайн-обучения», который предстоит разработать в рамках национального проекта «Образование», и об уже действующем профессиональном стандарте «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». Квалификация цифрового куратора максимально востребована в условиях пандемии.
Первый заместитель генерального директора АНО НАРК Юлия Смирнова дала рекомендации по выбору образовательных организаций посетителям ММСО-2020 – школьникам и их родителям.
В интернете большинство сайтов ориентируют выпускников на получение высшего образования, однако, по ее мнению, в нынешних условиях стоит присмотреться и к среднему профессиональному образованию. В условиях пандемии резко выросли зарплаты, например, повара – на 90 процентов, монтажника – на 82%, бетонщика-арматурщика – на 72% (у последних предложение по заработной плате со стороны работодателей по состоянию на апрель этого года составляет около 95 тыс. рублей).
В горизонте 1-5 лет работодатели будут ждать выпускников с немассовыми квалификациями, связанными с инженерией, ракетостроением, информационными технологиями, о чем свидетельствуют данные Мониторинга рынка труда, проводимого АНО НАРК совместно с советами по профессиональным квалификациям при экспертной поддержке ВЦИОМ.
Отдавать предпочтение стоит такой образовательной программе, которая не просто поможет раскрыть интеллектуальные способности человека, но и даст ему возможность выйти на рынок труда, зарабатывать деньги. Выбрать такую программу поможет «Справочник профессий» - ресурс, который поддерживается Минтрудом России, рассказала Юлия Смирнова. Там есть описания профессий, востребованных на рынке труда, и можно увидеть, какие образовательные программы к ним приводят и какие профессиональные квалификации с ними связаны. Еще один ресурс – Skillscanner, платформа, на которой проводится Мониторинг рынка труда. С его помощью можно получить дополнительную информацию о профессиях, дефицитных на рынке труда, увидеть востребованные квалификации, которые нужны работодателям сейчас и будут нужны продолжительное время. Эти ресурсы учитывают данные о трансформациях на рынке труда, об изменениях технологий, которые отражаются в профессиональных стандартах и далее - в образовательных программах.
При выборе образовательной программы, советует Юлия Смирнова, нужно обратить внимание на «специальные знаки», подтверждающие ее соответствие требованиям рынка труда. Это, во-первых, профессионально-общественная аккредитация, наличие которой свидетельствует, что качество подготовки выпускников по этой образовательной программе соответствует требованиям профессиональных стандартов. И, во-вторых, - образовательная организация предоставляет студенту возможность пройти не только итоговую аттестацию, но и независимую оценку квалификации.
Директор Центра развития навыков профессионального образования НИУ «Высшая школа экономики» Федор Дудырев рассказал о компетенциях для цифровой экономики в подготовке рабочих кадров. Перечень таких компетенций, необходимых обладателям разных квалификаций в разных отраслях, пока официально не определен, хотя эта работа ведется уже три года. При этом профессии, которые традиционно относятся к рабочим (4-й и 5-й квалификационный уровень), все больше несут на себе отпечаток цифровой экономики и все меньше связаны с выполнением рутинных операций и физическим трудом.
Среднее профессиональное образование – единственный уровень образования, который не получил федеральных средств на цифровизацию в рамках программ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, напомнил Федор Дудырев. Так что регионы вынуждены решать эту проблему за свои средства. Это особенно актуально сейчас, когда образование всей страны переходит на дистанционный формат, и именно квалификации цифровой экономики могут стать «пробным камнем» для отработки механизмов этого перехода и процедуры оценки квалификации онлайн.
Руководитель Базового центра АНО НАРК Ольга Клинк рассказала, в частности, о проекте «Профессиональный экзамен для студентов». За время его реализации были апробированы организационные и финансовые модели совмещения процедур аттестации студентов и независимой оценки квалификации. И сегодня необходимо доработать эти модели, создать нормативную базу для их более широкого применения.
Ольга Клинк сообщила, что в этом году теоретическая часть независимого экзамена будет проведена в дистанционном режиме с помощью платформы «Онлайн-экзамен», причем это было запланировано задолго до изменения ситуации в связи с коронавирусом. «Пилотный проект не охватывает исключительно этап оценки, - добавила она. – Помимо этого, создаются условия, позволяющие подготовить студентов к успешной сдаче экзамена, и речь идет не о натаскивании – оно здесь в принципе невозможно. Пилотный проект также предусматривает повышение квалификации мастеров производственного обучения, проведение стажировок, работу со студентами».
Благодаря профессиональному экзамену появился новый проект «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры», представленный на ММСО-2020, рассказала Ольга Клинк. Студенты, проходя независимую оценку, до конца не понимали, что их ждет на рынке труда, каковы требования к их квалификации, поэтому для них были подготовлены профориентационные материалы, разработан курс «Конструктор карьеры».
На ММСО-2020 также можно ознакомиться с проектом квалификации «Наставник». Речь идет о формировании инструментария, который поможет или улучшить практики наставничества на предприятии, или создать их с нуля.

Представители АНО НАРК работают на ММСО-2020 и за рамками организованной Агентством конференции. В частности, Юлия Смирнова приняла участие в конференции по дополнительному профессиональному педагогическому образованию «Векторы развития педагогических кадров: профессиональные дефициты или профессиональные потребности?». Конференция была рассчитана, прежде всего, на работников институтов повышения квалификации работников образования.
Юлия Смирнова отметила, что в условиях пандемии мы в большей степени слышим о педагогах общего образования, организующих дистанционное обучение, в меньшей степени - о преподавателях вузов, но практически не слышим о преподавателях системы среднего профессионального образования. Но именно они, считает первый заместитель генерального директора АНО НАРК, находятся в самой сложной ситуации, поскольку должны сформировать у своих студентов практические навыки.
Говоря о профессиональных стандартах для работников системы образования, Юлия Смирнова отметила, что эти документы предстоит перерабатывать – делать их более операциональными и прозрачными. С помощью Мониторинга рынка труда можно увидеть, какие «мягкие» и «жесткие» навыки необходимы для успешной работы в системе образования, и их нужно переносить в профессиональные образовательные программы и в профессиональные стандарты. «Это делается в отношении всех профессий, которые есть сейчас на рынке труда, и точно так же это будет происходить в образовании», - подчеркнула Юлия Смирнова.
28 и 29 апреля представители АНО НАРК продолжат работу на ММСО-2020.

 

Продолжаем цикл вебинаров «Лучшая практика организации дистанционного обучения и удаленной работы»

Уважаемые коллеги!
 
 ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования» продолжает цикл вебинаров «Лучшая практика организации дистанционного обучения и удаленной работы».
Четвёртый вебинар состоится 29 апреля в 11:00 часов.

Программа:
 
1. Организация проведения практик в условиях дистанционного обучения- Демидова Ирина Васильевна, зав. практикой Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина;

2. Проведение учебной практики для группы рабочей профессии 15.01.21 «Электромонтер охранно-пожарной сигнализации»-Троян Елена Андреевна, преподаватель Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина;

3. Проведение учебной практики для групп IT-специальностей - Саввина Елена Викторовна, преподаватель Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И.Дудкина.

4. Ответы на вопросы.

Ссылка на участие в вебинаре: https://meet.jit.si/poo_ykt  и вещание на ютуб канале: https://www.youtube.com/c/irposakha/live  
 
По вопросам обращаться: Игнатьева Светлана Ивановна, к.т.89841038379;
Сивцев Иван Павлович, к.т. 89992450746

Открыт доступ к обучению в системе дистанционного обучения MOODLE

Учитывая неблагополучную эпидемиологическую ситуацию на территории республики, в связи с риском распространения вируса COVID-19 Институт развития профессионального образования предоставляет возможность прохождения курсов повышения квалификации по дополнительной программе «Информационные и коммуникационные технологии в СПО» в системе дистанционного обучения MOODLE, в рамках удаленной формы работы, без отрыва от трудовой деятельности.


Целью курса является оказание организационно-методической поддержки и совершенствования профессиональных компетенций, обеспечивающих эффективную работу с инновационными технологиями.


Доступ на курсы повышения квалификации «Информационные и коммуникационные технологии в СПО» открыт на сайте ГАУ ДПО РС(Я) «Институт развития профессионального образования» https://irposakha.ru/ .


Необходимо заполнить форму заявки, после чего на указанные электронные почты будут высланы логин и пароль для входа в систему дистанционного обучения MOODLE http://moodle.irposakha.ru/login/index.php
Приглашаем до 100 % общего состава педагогических работников сферы среднего профессионального образования, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в систему дистанционного обучения MOODLE на бюджетной основе.


С момента перехода на удаленную форму работу успешно прошли обучение более 300 представителей из 38 профессиональных образовательных организаций республики.


Программа повышения квалификации
«Информационные и коммуникационные технологии в СПО»:

Категория слушателей: педагогические работники сферы среднего профессионального образования, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.
Трудоемкость обучения: 24 часа
Форма обучения: дистанционная
Цель курса: формирование умений и знаний использования новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.


В результате освоения курса слушатель должен
знать:
• электронные образовательные ресурсы и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания выпускных квалификационных работ;
• порядок ведения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам;
уметь:
• применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы.

По окончании обучения слушатели, набравшие 15 и более баллов, смогут самостоятельно скачать электронный сертификат на сайте институтаhttps://irposakha.ru/ , удостоверения установленного образца будут выдаваться по окончании карантина.


Координатор курсов повышения квалификации «Информационные и коммуникационные технологии в СПО» - Попова Майя Юрьевна, к/т 8(914)293-91-17.

2017 ГАУ ДПО РС (Я) "Институт развития профессионального образования"

Мы на связи

Тел.: +7 (4112) 32-01-36
Email: irpo@gov14.ru

Адрес

Россия, Республика Саха (Якутия),
677000, г. Якутск,
ул. Ломоносова, 102
Мы cохраняем файлы cookie: это помогает сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что Вас это устраивает. Подробнее... СОГЛАСЕН